Научиться бизнес-анализу в ИТ и современному программированию

Institute IT&Business Administration объявляет набор на программу переподготовки по специальности «программист».

Разработчик и руководитель программы А.И.Змитрович, к.э.н., доцент, ст.науч. сотр., озвучил ключевые тренды программы.

Актуальность программы

Информатизация в любой области человеческой деятельности всегда была и будет актуальной, поскольку главной ее целью является существенное повышение эффективности деятельности человека. Информатизация освобождает человека не только от рутинных работ, но и помогает ему в проведении глубоких исследований, приобретении знаний, выполнении анализов и принятии решений и поэтому она останется наиболее перспективной деятельностью на долгие годы. Человеку постепенно в конечном итоге будет отводиться роль создателя таких технологий, организатора и управленца и даже эти деятельности должны постепенно переходить к ИТ. Увлекательной стороной ИТ является желание заменить мыслительную деятельность человека. И уже во многих случаях мы являемся создателями и свидетелями таких явлений.

В подтверждение сказанного приведу несколько фактов из нашей действительности. Рентабельность продаж продуктов программного обеспечения (т.е. результатов бизнес-анализа и программирования задач) составила в 2014г. 27,2%, в то время как рентабельность продаж продуктов всех предприятий различных отраслей – 7%, т.е. почти в 4 раза больше.

Поскольку рентабельность характеризуется величиной прибыли, которая в свою очередь является составной частью ВВП, поэтому богатство страны в наибольшей относительной степени прирастает разработками в области ИТ по сравнению с другими видами деятельности. Неудивительной в этом случае является и величина заработной платы бизнес-аналитиков в ИТ и программистов, которая в 5-10 раз больше величины зарплаты специалистов с высшим образованием в других областях деятельности.

Принцип повышения производительности — это принцип прогресса любой деятельности, характеристика богатства страны и высокого уровня жизни населения. И это в первую очередь может сделать информатизация, создаваемая бизнес-аналитиками и программистами.

Востребованность ИТ-специалистов на рынке труда

Сегодня в ИТ-компаниях работает 26000 раработчиков программного обеспечения, а требуется по различным источникам еще 4000 специалистов. Но это вакансии для тех, кто владеет современными технологиями, имеет определенный опыт работы в проектах и владеет английским и немецким языками для работы в том числе и над зарубежными проектами. В стране нет другой такой профессии, претендующей на высокую зарплату программиста с таким высоким процентом вакансий. И это было всегда в этой профессии.

Вспоминаю 70-80 годы прошлого столетия, когда только БГУ выпускал ежегодно 700-800 программистов, и все они были востребованы. Нечто подобное происходит и сейчас, ВУЗы страны ыпускают ежегодно 2500 программистов. И ничего удивительного в этом нет.

Банки постепенно будут превращаться в информационные системы, производственные предприятия в роботизированные предприятия, вузы в учебные заведения с солидной долей компьютерного обучения и все это потребует активного участия профессии программиста. Так что в будущем программист не останется без работы.

Где можно научиться «классно» программировать?

Главный критерий выбора места учебы — это конечно высокопрофессиональный коллектив преподавателей-программистов.

К сожалению, во всех вузах страны преподаватели, знающие современные ИТ, практически отсутствуют. Одним из немногих ВУЗов, которые положительно отличаются наличием преподавателей-программистов, является БГУИР. Утверждаю это не по «наслышке», а как председатель ГЭК по защите магистерских диссертаций по специальностям ИТ в этом университете в 2016г. Восхищает уровень исследований и разработок ПО многих магистрантов. В БГУИР также на высоком уровне поставлено дистанционное обучение ИТ-специльностям.

Наиболее выгодным положением по приглашению преподавателей по современным ИТ, однако, обладают институты и центры при ведущих ИТ-компаниях Минска: IBA, EPAM, ITransition и др. Это соответствует принципу взаимной заинтересованности:

ИТ-компании рекомендуют в качестве преподавателей сильных программистов, чтобы получить в перспективе профессиональных выпускников-программистов.

Для принятия решения выбора наиболее сильного коллектива преподавателей-программистов я приглашаю Вас посмотреть преподавателей программы переподготовки и их резюме и сравнить с командами на сайтах других институтов. Выбор института Вашего обучения по критерию профессионализма преподавателей по современным ИТ будет однозначным.

Какие знания и навыки нужно приобрести, чтобы быть востребованным на рынке труда?

Компетенции, которые приобретают слушатели на нашей программе, являются конкурентными преимуществами на рынке труда. Среди них:

  • практические знания по структуре, функциям и возможностям информационных систем и технологий;
  • фундаментальные знания по алгоритмизации и программированию задач (на примере языка С++);
  • применение универсального языка моделирования UML для проектирования информационных систем;
  • использование современных Интернет-технологий для разработки Web-приложений;
  • программирование задач на языке Java и разработка Java-приложений;
  • проектирование баз данных и использование средств СУБД ORACLE для программирования прикладных задач;
  • разработка мобильных приложений на Android (курсы Android);
  • автоматизированное тестирование программного обеспечения;
  • управление разработкой проектов.
Насколько сложным является приобретение такого большого количества разнообразных компетенций?

Обучение на нашей программе является достаточно сложным, но при должном усердии слушателей перечисленные выше компетенции можно приобрести. Сложность заключается не столько в понимании излагаемого материала на лекциях и не в тренинге на компьютерах возможностей ИТ-технологий, а в самостоятельной разработке хотя бы несложных программ. Самый трудный момент — это начать самостоятельно программировать. Это сравнимо с обучением плаванию человека или с попыткой ребенка начать ходить. Сначала ребенку трудно сделать первый шаг, потом второй и т.д., и потом он пошел.

Но слушателю это придется сделать, поскольку половина дипломной работы должна содержать описания и результаты спроектированных и запрограммированных задач. Это сравнимо с созреванием слушателя в качестве программиста и сокращение этого периода может оказаться вредным. Но поскольку этот процесс осознания и преломления полученных знаний в практику программирования требует определенного времени, то мне представляется, что смешанная (заочно-дистанционная) форма обучения, растянутая во времени, является более предпочтительной, чем короткая очная форма.

Слушателям каких профессий процесс овладения знаниями и навыками работы с ИТ будет происходить наиболее легко, а для каких — наиболее трудно?

Наиболее легко будет учиться тем слушателям, которые уже имеют некоторые навыки программирования, хотя и не на тех языках, которые мы предлагаем. На мой взгляд, наиболее приспособлены к программированию «технари», т.е. выпускники технических вузов, математики, физики, химики, биологи и др., которые имеют системное образование. Однако, всем слушателям любых профессий предстоит серьезная работа. Главное в этом деле мотивация слушателя и наличие времени для овладения искусством программирования.

Каждый слушатель за время учебы выберет адекватную для него будущую деятельность в ИТ: бизнес-анализ в ИТ, программирование на С++ или Java, интернет-технологии и разработка сайтов, программирование с использованием баз данных, разработка мобильных приложений на Android, тестирование ПО, управление проектами. Каждому из этих видов деятельности будет соответствовать одна или две дисциплины и слушатель постепенно сам поймет, где ему наиболее комфортно будет работать.

Сочетание каких профессий является наиболее выгодным для слушателя, как с точки зрения трудоустройства и выбора направления деятельности, так и величины зарплаты?

С моей точки зрения наиболее выгодными являются сочетания специальностей: по экономике, финансам, управлению, проектированию, робототехнике и др. со специальностью по разработке программного обеспечения, поскольку разработка информационных систем, ориентированных на вышеперечисленные предметные области составляет сейчас 80-90% от всех работающих и разрабатываемых ИТ-систем. Часто приводят пример, что выпускники МГЛУ являются хорошими тестировщиками.

Сочетание любой профессии со специальностью по разработке ПО дает существенные конкурентные преимущества. Например, для бухгалтера — «Разработка программного обеспечения по трансформации национальной отчетности в Международные Стандарты Финансовой Отчетности» с целью заменить ежегодную дорогостоящую работу аудиторской компании на предприятии информационной системой.

Какие образовательные инновации предполагается внедрить в предлагаемой программе?

Прежде всего, учебный план программы окажется законодательно существенно обновленным, более соответствующим современным тенденциям развития информационных технологий. Министерство образования РБ утвердило наши предложения по совершенствованию учебного плана предлагаемой специальности.

Инновацией будет и форма обучения — заочно-дистанционная (смешанная — blended). Причем, количество аудиторных часов, отводимых на обучение, останется прежним.

Существенным образом будет увеличено использование компьютерных технологий обучения: вебинары, видеолекции, электронные курсы лекций, дистанционное обучение, т.е. все, что требуется для самостоятельного глубокого изучения материала и использования знаний для разработки программного обеспечения.