Работу мамой 24/7 никто не отменял: четыре вдохновляющие истории

Девяносто шесть из 150 желающих — именно столько девушек в декретном отпуске окончили бесплатные курсы по Java и Python в Институте IBA за последние полгода.

Институт IBA взял интервью у девушек, чтобы узнать, как они решились на обучение, как совмещали воспитание малышей и изучение программирования, как не терять мотивацию и чем планируют заниматься дальше.

Дизайн без названия (1).png

— КАК ВЫ РЕШИЛИСЬ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ОБУЧЕНИИ ПО JAVA/PYTHON?

Ольга Лях: Это не было спонтанным решением — у него была предыстория. До отпуска по уходу за ребенком я работала в банковской сфере, и уже тогда у меня были мысли попробовать себя в другом направлении. Я отучилась год дистанционно в БГУИР. По семейным обстоятельствам вынуждена была взять академический отпуск, но так и не вернулась к учебе, потому что мне не подошел формат обучения — с долгими лекциями и прямым контактом с преподавателем. Поэтому данный проект стал для меня подарком.

Екатерина Руденко: В какой-то момент я задумалась о том, чем буду заниматься через три, пять, десять лет. Имея за плечами профессиональный опыт экономиста, решила, что пора менять сферу деятельности на более динамичную и гибкую. Долго выбирала курсы по Java и случайно, в самый последний день набора, увидела новость об обучении для молодых мам в Институте IBA. И тогда я подумала: это судьба.

Ольга Коваленко: Лично для меня, принять решение об участии в проекте было несложно, я по своей натуре авантюрный человек, легкий на подъем и достаточно любопытный. В декрете дни практически идентичны — так называемый «день сурка». И когда мне сообщили, что есть курсы, организованные Институтом IBA, я сразу же отправила заявку. Ведь это такое разнообразие в нашей декретной жизни. К сожалению, на первый поток я не успела, но на втором отзанималась с огромным удовольствием.

Ирина Миронович: Решилась еще до того, как мне выпала такая возможность. До беременности я вела активный образ жизни и старалась постоянно совершенствоваться. С появлением малышки акценты сместились, но к семи месяцам я для себя твердо решила, что пора перезарядиться и прощупать совершенно иную область параллельно с воспитанием ребенка. Почему именно программирование? Очень много ажиотажа вокруг этой сферы, да и в моем близком окружении есть профессиональные и опытные программисты, отсюда — дополнительный интерес. Хотелось понять для себя, что это такое и хватит ли у меня мотивации и упорства, чтобы разобраться.

— БЫЛО ЛИ ОБУЧЕНИЕ СЛОЖНЫМ ДЛЯ ВАС? ЧТО БЫЛО САМЫМ СЛОЖНЫМ?

Ольга Лях: Чем сложнее было, тем было и интереснее. Иногда малышка не разделяла моего желания учиться, независимо от того, какое это время суток. Следующая тема заходила тяжелее предыдущей, если не усвоил текущую, поэтому было важно не отставать.

Екатерина Руденко: Наша преподаватель Марина Николаевна очень подробно и доходчиво объясняла каждый непонятный момент, поэтому не могу сказать, что обучение было сложным. Но иногда даже хороших объяснений мало, и в любом случае нужно прилагать свои усилия, читать информацию в нескольких источниках, вникать и разбираться.

Ольга Коваленко: Само обучение не было сложным в понимании материала, свою роль сыграло мое техническое образование, хоть я его и получила ндцать лет назад, а также моя текущая работа, которая связана с анализом информации. Было непривычным то, что после долгого перерыва приходится снова изучать что-то новое, ту сферу, с которой не сталкиваешься в каждодневной жизни. Сложно иногда было найти тот 25-й час в сутках, чтобы успеть все сделать. Работу мамы 24/7 никто не отменял.

Ирина Миронович: Основная сложность заключалась в том, что образование у меня гуманитарное, со стандартным курсом информатики в университете, а математические знания ограничиваются школьными. Для понимания многих вопросов приходилось самостоятельно разбираться в других смежные темах и понятиях, чтобы успевать за программой курса. Поэтому ближе к середине перестала успевать, отчаялась и накопила долги по нескольким темам. В какой-то момент поняла, что это полнейший завал, разбирать его пришлось с двойным упорством уже ближе к концу. Поэтому дни напролет кора головного мозга была в тонусе.

— ОПРАВДАЛО ЛИ ОБУЧЕНИЕ ВАШИ ОЖИДАНИЯ?

Екатерина Руденко: Да, нам помогли разобраться с базовыми понятиями в Java, показали, как и где искать нужную информацию, дали подсказки по дальнейшему обучению и, самое главное, заставили поверить в свои силы. Я не рассчитывала, что за три месяца изучу язык программирования, поэтому мои ожидания полностью оправдались.

Ольга Коваленко: Сейчас, оглядываясь назад, точно могу сказать, что курс превзошел мои ожидания в разы. В начале курса я слабо себе представляла, как все это будет происходить, к тому же обучение в формате онлайн было для меня в новинку. Для себя решила, если не понравится, просто брошу занятия. Но само обучение и подача материала были настолько интересными, что появилась мотивация узнавать все больше и больше, использовать полученные знания. Каждое занятие ждала с нетерпением.

Ирина Миронович: Когда я ввязалась в эту авантюру, мне сложно было себе представить, что к концу курса смогу не просто понимать, о чем идет речь, а писать собственный код. Учитывая те трудности, с которыми я столкнулась, а именно отсутствие базы, — это фантастика!

— ЧТО БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОНРАВИЛОСЬ, ЗАИНТЕРЕСОВАЛО, УДИВИЛО?

Ольга Лях: Мне понравилось абсолютно все! Уроки проводились в дружественной, но в то же время рабочей атмосфере, преподаватель всегда была открыта для возникающих вопросов. Я безмерно благодарна всем, кто был задействован в этом проекте. После знакомства с Мариной Николаевной Салапурой моя жизнь точно не будет прежней. У нее есть суперспособность — сложные темы объяснять простыми словами. При максимальной отдаче на курсе можно получить хорошую базу для начала программирования на Java. Приятно удивило, что бонусом был дополнительный ознакомительный мини-курс «Проджект-менеджмент и бизнес-анализ».

Екатерина Руденко: Удивил и понравился стиль преподавания. Это была не сухая подача информации, а оживленный рассказ с понятными примерами и ассоциациями. Отдельным приятным моментом стала наша группа. Я очень рада, что познакомилась с этими девушками. Мы общаемся до сих пор. Обсуждаем не только программирование — мы поддерживаем друг друга, делимся опытом, решаем какие-то личные вопросы. Как-никак нас объединил не только интерес к Java, но и статус молодой мамы, поэтому тем для разговоров много.

Ольга Коваленко: Я в восторге от нашего преподавателя — Марины Николаевны. Человек на 200% находится на своем месте. Очень хочется, чтобы в наших учебных заведениях были преподаватели такого же уровня, для которых обучение — это призвание. Всем желаю встретить таких преподавателей на своем жизненном пути! Сам курс был достаточно объемным и, конечно, требовал много времени для прочтения дополнительного материала. Не как в школе: одну тему прошли — и все, осталось только дома повторить. Здесь приходилось читать, смотреть дополнительные ресурсы, чтобы погрузиться в тему полностью.

Ирина Миронович: Я влюбилась в синтаксис языка Python! И это чистая правда. Особенно когда преподаватель сравнивала запись определенного алгоритма в разных языках программирования. Поразило то, насколько продуман и легок Python для новичков. Прибегала в восторге к супругу-музыканту и старалась ему объяснить удивившие меня приемы и принципы на языке метафор и визуализации. Для меня стало неожиданностью то, что программирование — это творчество.

— СЛОЖНО ЛИ БЫЛО СОВМЕЩАТЬ ОБУЧЕНИЕ С УХОДОМ ЗА МАЛЕНЬКИМ РЕБЕНКОМ?

Ольга Лях: Сложно, но возможно. С маленькими детьми трудно строить какие-то планы, особенно если ребенок вдруг заболевает. Но дети и задают мотивацию делать себя лучше, учиться новому. Я считаю, что человек становится счастливее, если реализуется в разных сферах своей жизни, не останавливаясь только на родительстве.

Екатерина Руденко: Для меня обучение было не слишком сложным. Занятия проводились онлайн, по вечерам, поэтому не нужно было тратить время на дорогу или искать няню, если совсем некому присмотреть. Единственное, приходилось подключать все свое воображение, чтобы придумать, чем занять малыша на эти несколько часов. Кроме того, сложнее сконцентрироваться, поскольку приходится постоянно отвлекаться.

Ольга Коваленко: Непривычно — это точно. Маленький ребенок требует внимания практически постоянно. То есть реально было что-то почитать, но написать код получалось либо в обеденный сон ребенка, либо поздно вечером. Все хобби, увлечения были задвинуты на дальний план, хотелось по максимуму взять от обучения. Спасибо моим близким, которые помогали мне в этот период, муж специально приходил пораньше домой, к 18:00, а не 21:00, как обычно, чтобы я могла интерактивно принять участие в лекциях.

Ирина Миронович: Это действительно нелегко, но когда у меня получалось, дочь видела абсолютно счастливую мать. Самый сложный момент заключался в поиске человека, который мог присмотреть за ребенком во время занятий. Дочь совсем не хотела ни с кем оставаться, даже с родными. Сначала я пыталась все успевать в онлайн-режиме, параллельно уделяя внимание дочери, но так как лекция длилась три часа, вскоре я поняла, что это нереально. Спасали записи занятий, которые предоставлялись организаторами курса, за что отдельное огромное спасибо! Нагоняла в течение всего дня, совмещая с материнскими обязанностями.

— КАКИЕ НОВЫЕ ИДЕИ ИЛИ МЫСЛИ ПОЯВИЛИСЬ ПОСЛЕ ОБУЧЕНИЯ?

Ольга Лях: Словила себя на мысли, что весь процесс обучения мозг был в тонусе, и это было круто. Уже спустя время понимаю, что мне этого не хватает. Как говорится, я ступеньки теперь считаю с нуля. У меня появилась не то чтобы идея, а просто осознание необходимости повысить свой уровень английского для большей уверенности в сфере IT.

Ольга Коваленко: После обучения остался запал к новым знаниям, хочется узнавать тему более глубоко и пробовать реализовывать все на практике. Сфера IT многогранна, так что главное — найти то, что зацепит именно тебя. И еще — не бояться менять что-то в своей привычной жизни.

Ирина Миронович: Вновь появилось ощущение, что у меня есть силы и я могу со всем справиться. Поняла, что мама — это не затворник и не крепостной, это еще одна важная роль из множества других ролей в моей жизни, которая делает женщину сложнее, интереснее, собраннее и любимее. Если душа требует Python или еще чего-нибудь полезного — дерзайте!

— ПЛАНИРУЕТЕ ЛИ ВЫ СВЯЗАТЬ СВОЮ КАРЬЕРУ С ПРОГРАММИРОВАНИЕМ?

Ольга Лях: Безусловно, мне хотелось бы работать в IT. Сфера не определяется одним направлением, это широкий выбор различных дисциплин, где каждая интересна по-своему. Поэтому планирую вернуться к этому вопросу, когда подойдет очередь для определения дочери в детский сад.

Ирина Миронович: Пока для меня это открытый и сложный вопрос. Я получила хороший толчок, чтобы двигаться дальше. После обучения прошло уже время, интерес не угас, но практика приостановилась. Из прочитанного, увиденного и услышанного сделала для себя вывод, что оптимальным вариантом для меня будет начать свой путь в IT с профессии тестировщика, но немного позже, когда моя дочь больше сепарируется и будет меньше нуждаться во мне. Думаю, это будет ближе к двум годам.

— ДАЙТЕ СОВЕТ ВСЕМ, КТО ТОЖЕ СТРЕМИТСЯ К ИЗМЕНЕНИЯМ И ИЩЕТ СЕБЯ: КАК РИСКНУТЬ, КАК СОВМЕЩАТЬ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА И ОБУЧЕНИЕ?

Ольга Лях: Если кто-то ждет лучшего времени, удобного момента, чтобы начать что-то менять, то оно может и не наступить. Все ограничения и рамки только у нас в голове. Думаю, что время, потраченное на свое образование или поиск себя, — не считается потраченным впустую. Со всеми, кто прошел курс до конца, мы до сих пор поддерживаем связь. У нас есть чат, где мы друг друга мотивируем, поддерживаем, радуемся успехам друг друга, делимся интересной информацией и литературой. Есть те, кто решил после курса программирования уйти в тестирование, но это не значит, что они потратили время зря. В любом случае расширяется кругозор, появляется круг единомышленников, меняется мышление. Поэтому пробуйте, не бойтесь. Личностный рост возможен только при выходе из зоны комфорта.

Екатерина Руденко: Какого-то волшебного способа, как все совмещать, я не подскажу. Нужно быть готовым посвящать несколько часов в день обучению, иногда недосыпать, иногда пропустить встречу с друзьями. Но в то же время не брать все на себя. Я имею в виду иногда просить помощи у родных по дому и с ребенком или хотя бы не отказываться от нее. Не бояться ошибаться (а ошибки точно будут), воспринимать их как ценный опыт.

Ольга Коваленко: Милые мамочки, не бойтесь изменить что-то в своей привычной жизни! Быть мамой — огромный труд. Здесь нет выходных и отпуска. Многие сейчас пишут, что мамы должны быть в ресурсе, чтобы отдавать энергию своим детям. Возможно, именно обучение станет вашим дополнительным ресурсом вдохновением, глотком свежего воздуха в этих «днях сурка». Надо пробовать. А вернуться к рутине вы сможете всегда.

Ирина Миронович: Убеждена в том, что нужно прежде всего быть наполненным, цельным и здоровым человеком и делать шаги в эту сторону. Откажитесь от мысли, что все должно быть идеально убрано и приготовлено. Несмотря на то что мамы всегда загружены, нужно находить время для себя, жертвуя уборкой или готовкой во время дневного сна вашего малыша. Ведь для психического и физического здоровья важно прислушиваться к себе и изучать прежде всего себя. Это поможет вам вовремя восполнять силы без морального истощения. Старайтесь делегировать не слишком важные дела, которые прекрасно могут делаться и без вашего участия. Просите о помощи мужа, маму, сестру, подругу и т. д. Даже если это будет всего один час в день, час для вашего личного отдыха, время, в которое вы сможете отвлечься и восстановиться. Всегда напоминайте себе о том, что вашему ребенку и мужу нужна счастливая, любящая, наполненная и реализованная жена и мама.

КОММЕНТАРИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КУРСА ПО JAVA МАРИНЫ САЛАПУРЫ:

— Если бы я могла описать свои чувства, то сказала бы два слова: «Я счастлива», и спасибо моим уважаемым слушательницам за это счастье. Не ожидала такой отдачи от участниц курса. Вначале было много вопросов и сложностей, но девушки стремились во всем разобраться, и с каждым разом скорость усваивания материала росла. Главная сложность заключалась в том, что многие из слушательниц не знали английский язык либо забыли его. А так как работа в сфере IT диктует необходимость хорошего владения английским языком, приходилось много времени тратить на перевод возникших проблем. Одна из слушательниц не изучала английский вообще. Она изучала французский, но так потрясающе влилась в работу на курсе, что были ситуации, когда она переводила проблему быстрее всех остальных.

Ежегодно в Институт IBA обращается большое число девушек, чтобы обучиться современным языкам программирования (JavaPython), а также системному и сетевому (Академия Cisco) администрированию.

Многие заканчивают почти двухгодичное обучение по программе переподготовки, где изучают не только программирование, но и работу с базами данных, бизнес-анализ, управление проектами. После обучения в рамках проекта некоторые девушки захотели усовершенствовать английский язык.