Новости из мира ITIL

Автор статьи: Андрей Манюхин — ITILv3 Expert, ITIL4 Managing Professional, Exin DevOps, преподаватель курсов «Основы ITIL4 (на русском)», «ITIL® Intermediate: Operational Support and Analysis»

Месяц июнь был горячим не только на белорусских градусниках, но и в ITSM-сообществе. За месяц произошло как минимум три события, которые прямо или косвенно могут повлиять на развитие ITSM практик (в частности, ITIL). Подготовил для вас краткий обзор событий на случай если не следите за новостями.

1.    ITIL умер. Да здравствует ITIL

Есть такая организация, зовётся itrevolution. Известны они тем, что занимаются цифровой трансформацией в крупных компаниях, издают книги по ITSM и DevOps и в целом являются очень заметным игроком на информационном поле ITSM. Они разработали «Фреймворк для управления инцидентами». В своей публикации они прямо заявили что «ITIL больше не нужен» и вообще устарел, не успевает за изменениями, не гибкий и долго меняется. И вот вам «глоток свежего воздуха» для управления инцидентами, а ITIL можно выкинуть на помойку истории. Такая подача материала и некоторая наглость очень взбудоражили сообщество. Несколько недель все тематические издания, паблики и чаты только и обсуждали — действительно ли умер ITIL и есть ли альтернативы?

С публикацией рекомендую ознакомиться в исследовательских целях. Абсолютной революции в мире техподдержки и управлении инцидентами ребята конечно не сделали. Более того, и я и коллеги синхронно пришли к выводу что ITIL4 они если и читали, то весьма поверхностно. Основная мысль, заложенная в ITIL4 — гибкость мышления и следования принципам, а не строгим процессам. Авторы ITIL4 вдохновившись (для меня это очевидно) Agile Manifesto изобрели свой «ITSM manifesto» — набор принципов, следуя которым можно построить все процессы и взаимодействие. ITIL4 больше (в основных публикациях) не содержит описаний процессов и всё больше уходит в сторону управления культурой и взаимодействием, а не управления процессами. Это позволяет применять принципы ITIL4 для выстраивания гибких и адаптивных структур (называемых в книгах Практиками) для решения любых IT задач.

2.    Продажа компании Axelos

Компания Capita plc, владелец половины Axelos (второй половиной владеет Британское правительство) продала свою долю компании People Cert. Кипрская компания People Cert уже три года является единственным официальным экзаменационным институтом, который принимает экзамены по всем сводам знаний компании Axelos — ITIL, Prince2, m_o_r и прочим. В разных источниках сумма сделки немного отличается, но речь идёт примерно о полумиллиарде евро. Сообщество активно обсуждало и эту сделку тоже. Были высказаны опасения на тему того, что и так подорожавший в освоении (речь не только про экзамены) ITIL станет ещё более коммерческим.

Я бы не был так пессимистичен по этому поводу. Во-первых, сделка ещё не одобрена антимонопольным ведомством Европейского союза. А во-вторых никаких изменений с компанией Axelos на данный момент не происходит. Ну и в-третьих, это моё личное мнение, методы монетизации ITIL уже закончились, и придумать что-то ещё для вытягивания денег с аудитории сложно. 

3.    (Не)скептик

На волне обсуждений публикации и продажи Axelos, своё авторитетное мнение высказал Роб Ингланд (Rob England) ранее известный сообществу как «IT Sceptic». Известен он тем, что постоянно ругал в своей скептической манере ITSM во всех его проявлениях. А по ITIL он десятки раз проходил катком своей сатиры и скепсиса. Уход на пенсию «IT скептика» само по себе событие, но в этот раз пост у Роба вышел чуть более суровый чем обычно. Автор в очередной раз обвинил ITIL в том, что он слишком коммерческий, не успевает за изменениями в окружающем мире, и вообще бесполезный абсолютно.

Авторитета товарища Ингланда в своё время могло бы быть достаточно чтобы похоронить ITIL и дать дорогу другим практикам. Но всё портит вездесущий интернет. Мы же с вами современные люди и знаем, что такое проверка фактов. Быстрый поиск биографии Роба Ингланда показывает нам три занятных факта. Во-первых, он написал лучшую (по мнению многих) книгу по ITIL – «Овладевая ITIL». Во-вторых, он соавтор книги «High Velocity IT» из основного свода публикаций ITIL4. И в-третьих, и это, наверное, важнее всего. Он один из разработчиков конкурирующего свода знаний — VeriSM. Само собой, что ругать ITIL для него часть нормальной стратегии продвижения собственного продукта.

Стоит ли изучать ITIL в 2021?

Таким вопросом я хотел бы подвести итог написанному выше. Конечно же стоит. Несмотря на то что ITIL4 стал действительно более коммерческим, чем раньше, новый свод знаний стал актуален как никогда. Это достигнуто благодаря тому, что авторы ушли от описания строгих процессов, а дали универсальный «ответ на главный вопрос жизни, вселенной и вообще». Универсальные принципы ITIL заложенные в книге ITIL4 Foundation помогут вам дать оценку существующим процессам и взаимодействиям, и выстроить их для создания потока создания ценности. ITIL4 фокусируется на ценности для заказчика и возводит ценность в абсолют. ITIL v3 говорил — «делай вот так, и будет всё хорошо», ITIL4 же говорит — «подумай о ценности, и дай то что нужно заказчику, а как – не важно». 

Ближайший набор на курс Основы ITIL4 (на русском) стартует с 26 июля.

Получить подробную информацию и записаться на курс можно по телефону +37529 336-26-23